Миссия «Трансмиссия» или уход за цепью велосипеда

Александр Озаренков, тренер DWC, сертифицированный тренер ФТР
Очень часто начинающие велосипедисты и триатлеты сталкиваются с тем, что поменяв старую цепь на новую, она начинает «скакать» по кассете и делает тренировку невозможной. Это происходит от того, что цепь со временем растягивается и конечно же нет – убрать одно звено, дабы укоротить цепь не получится) Она растягивается по всем звеньям, места в точке крепления звеньев протираются и цепь потихоньку вытягивается. Быстрее этот процесс происходит когда цепь грязная, ржавая, несмазанная.
В растянутой цепи увеличивается расстояние между звеньями, те звенья уже не ровно попадают на зубья кассеты, а немного с запозданием, и начинается процесс протачивания кассеты – те расстояние между зубцами кассеты меняется.

Представим что у нормальной цепи и кассеты расстояние между узлами X, а у растянувшейся Y. И вот вы решили, что уже много проехали на старой цепи и пора бы ее поменять, но у новой то цепи расстояние X, а вы его пытаетесь совместить с расстоянием Y. К сожалению, не получится, придется менять и кассету. А так как некоторые кассеты стоят по 15-20 тыс.руб, а цепь около 2-4 тыс.руб, то экономически выгодно чаще менять цепь, чем кассету + цепь.
Как понять, когда надо менять цепь, что бы она не скакала по новой кассете?
Для этого нужно купить калибр для цепи, в целом стоят они не дорого. У него, как правило, 2 стороны измерения: 0.75 и 1. Это означает 0.75% увеличения длины цепи и 1%. Но еще он имеет и промежуточные значения которые не промаркированы, но можно их понять тактильно. Приведу примерную последовательность измерений:

  1. Нужно нажать на педаль и натянуть цепь, так как рабочее состояние цепи – это натянутое положение. Далее вставляете калибр стороной 0.75. Если он заходит только кончиком, то цепь считается новой. Если наполовину, то очень немного катанной. Если с трудом входит, то слабо б/у. Если проваливается «со свистом», то цепь пора менять. Правда забежим вперед, и скажем что если калибр 1 не заходит, то цепь скакать не будет, а вот если и 1 проходит «со свистом» то придется менять и кассету.
  2. Если у нас проходит калибр 0.75, но на небольшое значение или на половину заходит 1, то самое время менять цепь, точнее это уже крайнее значение. Ресурса у цепи уже совсем нет. В идеале надо менять цепь, когда с трудом проходит 0.75 калибр, тогда на одной кассете можно откатать 3-5 цепей. А если учесть, что на одной цепи можно катать 3-4 тысячи километров, то на кассете можно откатать около 12000 км, а для многих любителей это 2 сезона.
  3. Если калибр 1 проходит очень легко, падает в цепь, то большая вероятность того что новая цепь будет скакать. Это зависит от того, как долго вы катались на этой цепи. Если 100 км, то можно и новую поставить, если выше 1000 км, то и кассету придется менять.
    Итак, мы разобрались с тем, как часто нужно менять цепь, теперь нужно понять как за ней ухаживать. Вот основные правила:
    1. Держать цепь в чистоте. Когда на цепи слой смазки с грязью такой, что на вид это больше похоже на гуталин, ничего хорошего тут нет. Цепь должна блестеть, и выдавать небольшие капельки смазки в роликах при прокручивании.

    2. Регулярно смазывать цепь. Если цепь свистит, там точно не хватает смазки. Как часто смазывать цепь? Сложный вопрос. Но если вы после смазывания цепи всегда удаляете излишки тряпочкой, протираете цепь после каждого катания, то хоть каждый день. Если же времени нет, то раз в 3-4 катания. И обязательно пройдитесь тряпкой, по свежесмазанной цепи, практически всегда мы смазываем больше чем нужно, а отсюда вытекает 3 пункт.

    3. Удалять излишки смазки с цепи. Если после смазки цепи, мы не протираем цепь, то излишки набирают грязь, и пыль и прочее втягивает смазку в себя. Или мы на грязную цепь нанесем свежую смазку, грязь впитает смазку и цепь будет сухой и вдобавок еще и грязной. Поэтому нужно удалять излишки с цепи, а возможно еще и с передних звезд и роликов заднего переключателя.

    4. Выбрать тип смазки. Как правило сейчас у многих производителей есть 3 типа смазок: для мокрой погоды, для сухой и универсальные. Для шоссе лучше использовать «сухие смазки» и универсальные для мокрой погоды. «Мокрые» смазки очень липкие и консистентные, они хороши для маунтинбайка в грязь и катания зимой. Мокрые смазки более требовательны к чистоте цепи.

    5. UPD! В данный момент времени (осень 21 года) можно с уверенностью сказать, что парафиновые смазки для велосипедной цепи занимают лидирующие позиции и автор рекомендует использовать их, т.к. плюсов у нее намного больше чем минусов, например: цепь чище (очень актуально в семьях с маленькими детьми, руки детей проще отмывать), цепь меньше набирает грязь, смазка дольше работает. Минус один – смазка немного дороже стандартных смазок на основе масла. Есть некоторые отличия в пользовании парафиновой смазкой: 1. Цепь перед нанесением парафиновой смазки нужно обязательно отмыть от старой смазки и обезжирить растворителем (в повторных случаях только очистка), нанести с излишком «парафин» и оставить велосипед часов на 5-6 (лучше на ночь), утром пройтись чистой тряпкой по цепи, убрать излишки. И первые 2-3 поездки так же проходиться тряпкой после катания, в дальнейшем никаких манипуляций в целом не требуется.

    6. Смазывать после мытья. После того как помыли велосипед, сразу смазать цепь, иначе она ржавеет и ресурс ее сильно падает. Если нет под рукой смазки, то максимально высушить цепь тряпкой.

    Muc-Off - смазка для сухой погоды
    Muc-Off - смазка для мокрой погоды
    Muc-Off - смазка для цепи C3 Ceramic
    Вот основные сведения которые вам нужно знать, чтобы ваша трасмиссия работала хорошо и выглядела эстетично.

    Есть еще много нюансов по совместимости цепей и кассет, но этого очень большой материал, не стесняйтесь консультироваться у продавцов и справшивать: подойтет ли мне та или иная цепь.